С давних времен корабли и суда выполняют практически единственную, но важную функцию - доставка грузов в различные порты мира через моря и океаны. Но не всегда эта миссия была легальной. На такую судьбу корабли подвергали их владельцы. Удивительная история произошла с малоизвестным парусным кораблем под названием «Frolic», который при загадочных обстоятельствах затонул у берегов Калифорнии.
Клипер «Frolic» был контрабандистским судном и одним из многих американских и европейских кораблей доставлявших галлюциногенный наркотик в Китай в XIX веке.
До появления опиума торговля с этой страной была односторонней. Америка и другие европейские страны привозили замечательный китайский чай, пряности и серебро, но ничего не могли найти для продажи своим поставщикам.
Ответ был найден с помощью северо-индийского цветка - опиумного мака. Вытяжку из мака добывали ежедневно, затем товар упаковывался в ящики по 60 кг, после чего на кораблях отправляли в Китай. Это был хороший бизнес. В Китае привезенный «товар» курили с помощью кальяна, и такое времяпровождение обрело большую популярность. Вскоре это привело к настоящей наркотической эпидемии. Она угрожала свержению представителей с престола 300-летней Династии Квинг. В итоге торговля опиумом привела к упадку могущества Китайской империи.
Ответ был найден с помощью северо-индийского цветка - опиумного мака. Вытяжку из мака добывали ежедневно, затем товар упаковывался в ящики по 60 кг, после чего на кораблях отправляли в Китай. Это был хороший бизнес. В Китае привезенный «товар» курили с помощью кальяна, и такое времяпровождение обрело большую популярность. Вскоре это привело к настоящей наркотической эпидемии. Она угрожала свержению представителей с престола 300-летней Династии Квинг. В итоге торговля опиумом привела к упадку могущества Китайской империи.
Клипер «Frolic» был построен на одной из нескольких верфей судостроительного центра Балтимора городе Мэриленд в 1844 году. Кораблестроители фирмы «William & Georg Gardner» считались лучшими в США. Именно им приписывают строительство этого клипера. Клипер«Frolic» был прямым потомком легендарной линии американских кораблей.
«Балтиморские клиперы» начали производить еще в начальный период войны за независимость в 1812 году, когда требовались морские судаспособные быстро уйти от тяжеловесных британских кораблей. На клиперах, как правило, были косые паруса по всей длине судна от носа до кормы, но были и разновидности с прямыми парусами для ускорения движения за счет фок-мачты. Такая оснастка позволяла «ловить» ветер и легко маневрировать, что не удавалось крупным британским линкорам того времени. «Балтиморские клиперы» представляли серьезную угрозу британскому флоту. Именно боевые успехи этих парусных кораблей привели к знаменитой атаке на Балтимор в 1814 года. После артиллерийского обстрела длившейся всю ночь, адвокат и поэт Фрэнсис Скотт написал стихотворение «The cood old flag» про звездно-полосатое знамя, прославляющее победу американцев. Позже его слова были положены на музыку, которые затем превратились в государственный гимн США.
Особенностью «балтиморских клиперов» были мачты с небольшим уклоном назад 15,5 градусов. О функциональном значении такого способа их монтажа, в наше время ходит очень много споров, одни считают, что это было связано с разгрузкой, другие связывают с прочностью конструкции, но до сих пор так и не удалось выбрать единственный верный вариант. Кроме этого характерной чертой «балтиморских клиперов» был заостренный корпус, который улучшал гидродинамику парусного судна, что давало немалое преимущество при наборе скорости.
Но к тому времени, когда фирма «William & Georg Gardner» спустила на воду судно «Frolic»клиперы уже широко использовались американцами для транспортировки опиума.
За пять лет существования клипер «Frolic» принес хорошую прибыль компании «Augustine Heard & Co». Парусное судно совершило огромное число рейсов между портами Индии и Китая, исправно поставляя свой нелегальный груз, и все это время управлял клипером один и тот же капитан Edward Horatio Faucon. Он был одним из немногих умелых капитанов, от которых требовалось доставить груз максимально быстро, а по возвращению в конечный пункт их ждало очередное поручение, так как большое количество выполненных заданий приносили неплохую прибыль компании. Капитан Edward Faucon показал себя талантливым навигатором, обогнав своего давнего соперника клипер «Anonimo». Именно этим он заслужил хорошую репутацию себе, кораблю и команде.
Вскоре по мировому океану начали курсировать пароходы и необходимость в таких судах какклипер «Frolic» отпала. Век парусных кораблей закончился. Главным козырем пароходов была возможность менять изменять курс независимо от ветра, что делало их просто выгодными. К 1850 году стало очевидно, что карьера клипера «Frolic», впрочем, как и многих других парусных кораблей близится к закату.
В 1850 году в Калифорнии разразилась «золотая лихорадка», которая влияла не только на Америку, но и на весь мир в целом. Люди со всех концов света приезжали на этот континент в поисках счастья. Было два способа разбогатеть - найти золото или продать его, доставив куда надо.
Сотрудник компании «Augustine Heard & Co» выдвинул идею поставлять в Калифорнию китайскую продукцию. Вскоре на клипер «Frolic» в порту Гонконга началась погрузка ящиков с товарами. Ценность груза был в том, что такого никогда не видели на американском континенте. На борт корабля было погружено 1602 коробки с различными товарами - шёлк, вино, керамическая посуда, лакированные изделия, ювелирные изделия филигранные золотом, 21000 фарфоровые пиалы, изделия из серебра, зубные щетки, перламутровые игральные фишки, гребешки из черепашьего панциря. Также среди всего прочего было 6109 бутылок фирменного пива «Edinburgh», которое оказалось на борту когда
Клипер «Frolic» отправился из Гонконга в Сан-Франциско 10 июня 1849 года. При попутном ветре его морское путешествие должно было занять около двух месяцев. Команда состояла из 26 человек. Прошло 44 дня со дня отправки из Гонконга. 25 июля 1849 года капитан корабля, наконец, ожидал увидеть землю на горизонте.
Вечером около 21:00 клипер «Frolic» подошел к берегу окутанный туманом. Люди увидели землю. Капитан был уверен, что все идет согласно плана. Только в последнюю минуту он осознал, что корабль находится в смертельной опасности. Он услышал треск и заметил острые скалы впереди, но было уже слишком поздно. Когда марсовый заметил риф, капитан приказал развернуть судно, но рулевой уже ничего не мог сделать - руль пришел в полную непригодность. Корма наскочила на риф. Клипер откинуло в сторону и следующий удар пришелся на нос. Вода моментально хлынула в трюм. Оказавшись между скалами парусное судно дало крен на левый борт и стало тонуть. Большей части команды во главе с капитаном удалось спастись на шлюпках еще до того как «Frolic» исчез в морской пучине. Об этой катастрофе рассказал капитан Edward Horatio Faucon представителям страховой компании, за что получил денежную компенсацию.
На середину XIX века пришелся пик «золотой лихорадки» и кораблекрушения происходили так часто, что гибель клипера «Frolic» почти сразу забыли. На протяжении 100 лет неисследованный корабль покоился на дне уединенной бухты, но ситуация изменилась в 1984 году, когда часть груза с судна было обнаружено в 16 км от берега во время раскопок древнего индейского поселения. Среди наконечников найденных стрел к удивлению археологов были найдены кусочки китайской керамики и зеленого стекла. Это насторожило ученых, так как таких материалов не должно было здесь быть - не тот период. Исследователи предположили, что индейцы племени «Помо» подобрали груз с какого-то корабля. Еще одно событие окончательно подтвердило предположение. Местный аквалангист-любитель во время очередного погружения обнаружил останки старинного корабля. Исследовав его, он нашел останки керамики, которые совпадали с теми, что были найдены на берегу археологами.
Исследования места крушения в наши дни американскими экспертами установили, что дно бухты усыпано осколками груза судна - множество китайских чаш, заржавевшие остатки снастей и два якоря весом в 350 кг каждый. Возникает вопрос, каким образом все было найдено у берега, если капитан покинул судно на расстоянии почти в миле от этого места. После крушения корабля никакого расследования проведено не было и вот настало время озвучить официальную версию, которая вошла в хронику морских происшествий и изменила историческую летопись. Клипер «Frolic» принадлежал американским контрабандистам. Он потерпел крушение у берегов Point Cabrillo на расстоянии 100 миль к северу от Сан-Франциско в середине XIX века. Останки клипера находятся в нескольких метрах от береговой линии, и потери груза оценивается примерно в 150000 долларов США.
Капитан клипера имел довольно смутные представления об особенностях побережья Северной Калифорнии, так как приобрел в Китае карты, основанные на Ванкуверском исследовании побережья Тихого океана. Они были датированы концом XVIII века, и было неосмотрительно использовать их в 1849 году. В результате отсутствие адекватных карт дезориентировали его. Напоровшись на разрозненные рифы, капитану клипера удалось войти в бухту насколько было возможно. Опытный моряк по морскому кодексу сделал все возможное чтобы спасти экипаж и груз, но боялся что не получит денег за утраченный почти в половину товар и выдумал всю эту историю. Страховая компания поверила моряку на слово и даже не попыталась найти груз. В результате индейцы племени «Pomo» наблюдавшие крушением завладели частью товаров находившиеся на балтиморском клипере «Frolic».
Технические данные клипера «Frolic»:
Длина - 30 м;
Парусное вооружение - косые и прямые паруса;
Скорость - 15 узлов;
Экипаж - 26 человек;
Комментариев нет:
Отправить комментарий